Очень
хотелось бы, чтобы статью прочли школьники, студенты и другие учащиеся. Надо
учить математику, математики - они как
хирурги, малейшая их ошибка может стоить жизни многим людям.
Не верите? Здесь четыре реальных исторических событий, подтверждающие правоту данного суждения.
Не верите? Здесь четыре реальных исторических событий, подтверждающие правоту данного суждения.
Почему иллюминаторы круглые
На зоре реактивного авиастроения в 1950-х годах, первым был построен лайнер «Комета» — реактивный
пассажирский самолет, создатели британская авиастроительная компания. Он был
для того времени ультрасовременный самолет
с уникальными летными характеристиками,
имелась герметическая кабина. Но, в
1954-м две «Кометы» потерпели аварию, рассыпавшись прямо в небе, были человеческие жертвы.
Причина оказалась очень простой:
квадратные иллюминаторы. Это была та
досадная мелочь, которая опустилась при проектировании самолета; но при анализе
происшествия стала всем очевидна.
Но установить причину было не просто.
Эксперты долго думали, почему же
конструкция разламывается, ведь все в расчетах верно, они тестировали структуру самолета, много раз создавая избыточное давление на кабину. Наконец-то, при очередных испытаниях фюзеляж лопнул, и разрыв начался с углов окон. Смысл таков: квадратное окно
имеет четыре выемки, а значит, имеет четыре слабых места. Сделали окна круглыми, в
них давление равномерно распределяется
по кривой иллюминатора, вместо того, чтобы концентрировано идти трещинами по углам, разрушая самолет. С этих пор иллюминаторы у всех без исключения самолетов только круглые. Собственно, у кораблей иллюминаторы изготавливаются круглыми или с закругленными углами, чтобы во время шторма они выдержали удары воды.
Почему взлетно-посадочноя полоса у авианосца под углом 9 градусов
Даже не будучи пилотом, ясно – посадить самолет на авианосец
в огромном океане очень сложно.
Маленькая взлетно-посадочная полоса и
много других самолетов,
кроме того еще и качка. Видевшие
авианосец кто в живую, кто на картинках, кто по телевизору наверно
обратили внимание, что ВПП у кораблей повернута и имеется отдельная стоянка для
самолетов. А первые авианосцы были
прямыми. Получалось, что с одной стороны самолеты, ожидающие взлета, напротив - пытаются
приземлиться. Если вовремя не
остановить, будет столкновение.
Что только не придумывали, что бы его
избежать. Установили сети, задерживающие самолеты, которые не поймали тормозной
трос. Но иногда не помогала и сеть, самолеты и через нее перескакивали. Выход для большей безопасности приземления был
найден и оказался неожиданно прост.
Повернуть посадочную полосу где-то на 9 градусов. С полосой под углом самолет, не поймавший трос, имел
возможность снова пойти на взлет, и попытать приземлится повторно. Другие же
самолеты ждали вне ВПП.
Зачем мостам ажурное украшение
Мост Такома-Нэрроуз, находится в США -
это один из крупнейших висячих мостов
страны. Он считался вершиной инженерной
мысли, до тех пор, пока не упал в пролив
Такома-Нэрроуз.
Теперь
студентам - будущим физикам и инженерам на
этом печальном примере объясняют, как не
надо создавать мосты. А причина
разрушения конструкции снова до обидного
проста, мост был слишком
монолитным, без полостей.
Мы всегда любуемся красотой огромных
мостов, имеют вид хрупких, изящных, как бы парят над
водой. Они в прямом смысле светятся насквозь. Но это сделано не для красоты или
экономии материала. Настоящее назначение
этого антуража – пропускать потоки воздуха. Можно укрепить мост на берегу очень надежно – и он ведь все равно будет
качаться под силой ветра. Этого нельзя было не учитывать. Но конструкторы моста
решили, что это не столь существенно, укрепят на суше, а
для ветра и так достаточно места.
Но,
сдав мост в эксплуатацию, стало понятно – с ним что-то не ладное. Как только ветер
усиливался, полотно моста начинало
прогибаться волнообразно, трястись и выкручиваться. За что его в народе
прозвали «Галопирующая Герти». Но
в один момент, когда частота колебаний
потока ветра наложилась
с колебаниями конструкций моста,
его центральный пролет рухнул в пролив.
Видео, на котором запечатлено крушение моста Такома-Нэрроуз:
Очень впечатляет, как эта "Галопирующая Герти" колебалась под действием ветра. И удивительно то, что находились смельчаки, которые в такое время пересекали мост на автомобилях или пешком - качка на нем была покрепче, чем на корабле в большой шторм.
Строили новый мост по всем правилам. Но на этот раз конструкция имела открытые фермы и прочую премудрость.
История Титаника - это история инженерных ошибок
Версий
о том, как мог избежать гибели Титаник –
множество. Одни думают, что айсберг надо было брать в лоб, а не в обход, другие – что не надо было гневить Бога, заявляя о непотопляемости
корабля…
Но гибели «Титаника» – это вероятнее
всего, история инженерных ошибок и
неудач, ошибок в конструировании и
дизайне. Много лет думали, что только гигантская пробоина в корпусе, стала причиной гибели
такого прекрасного судна. Недавно проведены
расчеты скорости, с которой затонул корабль. Расчеты показали, то что «пробоина» такого размера могла
привести к не катастрофическим
повреждениям в корпусе. Нынешние историки и инженеры предполагают, что кованые заклепки,
примененные на этом корабле в первые, для скрепления обшивки вместе, не
обладали нужной крепостью.
Понравились истории? Поделитесь со своими друзьями!
Очень интересные и познавательные факты. С удовольствием прочла...
ОтветитьУдалитьСпасибо за проявленный интерес :)
Удалить