Translate

пятница, 4 октября 2013 г.

Маленькие математические ошибки мирового масштаба. Фото и видео


Очень хотелось бы, чтобы статью прочли школьники, студенты и другие учащиеся. Надо учить математику, математики - они как хирурги,  малейшая их ошибка может стоить жизни многим  людям. 

Не верите? Здесь четыре реальных исторических событий, подтверждающие правоту данного суждения.






Почему иллюминаторы круглые 




На зоре реактивного  авиастроения в 1950-х годах, первым  был построен лайнер «Комета» — реактивный пассажирский самолет, создатели британская авиастроительная компания.  Он  был для того времени  ультрасовременный самолет с уникальными  летными характеристиками, имелась герметическая  кабина. Но, в 1954-м две «Кометы» потерпели аварию, рассыпавшись  прямо в небе, были человеческие жертвы. Причина оказалась очень  простой: квадратные иллюминаторы. Это была  та досадная мелочь, которая  опустилась  при проектировании самолета; но при анализе происшествия  стала всем очевидна.

Но установить причину было не просто. Эксперты долго думали, почему же  конструкция разламывается, ведь все в расчетах  верно, они тестировали структуру  самолета, много раз создавая  избыточное давление на кабину. Наконец-то, при очередных испытаниях фюзеляж  лопнул, и разрыв начался  с углов окон. Смысл таков: квадратное окно имеет  четыре выемки, а значит, имеет  четыре слабых места. Сделали окна круглыми, в них давление равномерно распределяется  по кривой иллюминатора, вместо того, чтобы концентрировано  идти трещинами по углам, разрушая  самолет. С этих пор иллюминаторы у всех  без исключения самолетов только круглые. Собственно, у кораблей иллюминаторы изготавливаются круглыми или с закругленными углами, чтобы во время шторма они выдержали удары воды.

Почему взлетно-посадочноя полоса у авианосца под углом 9 градусов





Даже не будучи  пилотом, ясно – посадить самолет на авианосец в огромном океане  очень сложно. Маленькая  взлетно-посадочная полоса и много  других  самолетов,  кроме того еще и качка. Видевшие  авианосец кто в живую, кто на картинках, кто по телевизору наверно обратили внимание, что ВПП у кораблей повернута и имеется отдельная стоянка для самолетов. А первые авианосцы  были прямыми. Получалось, что с одной стороны самолеты, ожидающие  взлета, напротив -  пытаются  приземлиться. Если вовремя  не остановить, будет столкновение.

Что только не придумывали, что бы его избежать. Установили сети, задерживающие самолеты, которые не поймали тормозной трос. Но иногда не помогала и сеть, самолеты и через нее перескакивали. Выход  для большей безопасности приземления был найден и оказался  неожиданно прост. Повернуть  посадочную полосу где-то  на 9 градусов. С полосой под  углом самолет, не поймавший трос, имел возможность снова пойти на взлет, и попытать приземлится повторно.  Другие же  самолеты ждали вне ВПП.

Зачем мостам ажурное украшение


Мост Такома-Нэрроуз, находится в США - это  один из крупнейших висячих мостов страны. Он считался вершиной  инженерной мысли, до тех пор, пока не упал в пролив  Такома-Нэрроуз.


Теперь студентам - будущим физикам и инженерам на этом печальном  примере объясняют, как не надо создавать мосты.  А  причина  разрушения конструкции снова до обидного  проста,  мост был слишком монолитным, без полостей.

Мы всегда любуемся красотой огромных мостов, имеют  вид   хрупких, изящных, как бы парят над водой.  Они в прямом смысле светятся  насквозь. Но это сделано не для красоты или экономии материала. Настоящее назначение  этого антуража – пропускать потоки воздуха. Можно  укрепить мост на берегу  очень надежно – и он ведь все равно будет качаться под силой ветра. Этого нельзя было не учитывать. Но конструкторы  моста  решили, что это не столь существенно, укрепят  на суше, а  для ветра и так  достаточно места.

Но,  сдав мост в эксплуатацию, стало понятно – с ним  что-то не ладное. Как только ветер усиливался,  полотно моста  начинало  прогибаться волнообразно, трястись и выкручиваться. За что его  в народе  прозвали  «Галопирующая Герти». Но в один  момент, когда частота колебаний потока  ветра  наложилась  с колебаниями  конструкций моста, его  центральный пролет рухнул в пролив.






Видео, на котором запечатлено крушение моста Такома-Нэрроуз:


Очень впечатляет, как эта "Галопирующая Герти" колебалась под действием ветра. И удивительно то, что находились смельчаки, которые в такое время пересекали мост на автомобилях или пешком - качка на нем была покрепче, чем на корабле в большой шторм.

Строили  новый мост по всем правилам. Но на этот раз  конструкция  имела открытые фермы и прочую премудрость.

История Титаника - это история инженерных ошибок



Версий о том, как мог избежать  гибели Титаник – множество. Одни думают, что айсберг надо было брать в лоб, а не в обход,  другие – что не надо было  гневить Бога, заявляя о непотопляемости корабля…


Но гибели «Титаника» – это вероятнее всего,  история инженерных ошибок и неудач, ошибок в конструировании  и дизайне. Много лет думали, что только гигантская  пробоина в корпусе, стала причиной гибели такого прекрасного судна. Недавно проведены  расчеты скорости, с которой затонул корабль. Расчеты показали, то  что «пробоина» такого размера могла привести  к не катастрофическим повреждениям в корпусе. Нынешние историки и инженеры предполагают, что кованые заклепки, примененные на этом корабле в первые, для скрепления обшивки вместе, не обладали нужной крепостью.


Понравились истории? Поделитесь со своими друзьями!