Translate

вторник, 8 октября 2013 г.

Тайна звучания колокола

Когда  зазвучат, заиграют колокола, лица людей обычно светлеют, и на душе становится одновременно и светло, и грустно. Даже если звучит маленький колокольчик, почему-то становится радостней. 

Не зря имеется традиция дарить на счастье колокольчик. Наше прощание с детством тоже происходит под звуки колокольчика. Возможно, услышав звон, наше подсознание пробуждает в нас томящие чувства, напоминающие нам о вечности.


Хочется  знать, как рождаются  эти, завораживающие  душу, мелодии. На удивление, колокол пришел к нам с Италии, и один из первых был подарен Византии. А с принятием Руси  христианства, он стал неотъемлемой  частью в богослужениях и прижился на многие века, словно и не появлялся откуда-то, а был наш исконный. О мастерах, делавших колокола, упоминается в летописи еще в 988 году. Однако литейные заводы появились только в пятнадцатом веке. Мастера колокольных дел были в большом почете, и изготовление нового колокола было большим событием. Секреты производства хранились очень строго и передавались от отца к сыну, они знали, что нужно добавить в сплав, что бы каждый колокол имел свой голос. А были мастеровые в те времена очень суеверны, и что бы отливка удалась, придумывали разные слухи, чтобы люди в чепуху эту поверили, тогда работе над колоколом никто мешать не станет, и он получится отличный и голосистый. Мы и сейчас говорим –  «заливаешь», то есть выдумываешь, привираешь. Даже не подозревая, что это связанно с литьем колоколов.

Так и продолжалось, и развивалось искусство литья колоколов, пока не наступило время, когда мы все вдруг стали атеистами. Тянулось оно N-ное время, и способы изготовления колоколов стали забываться. Но прошли смутные времена, и наступил период духовного возрождения, начали  восстанавливаться храмы, стала возникать необходимость в колоколах. На один литейный завод в Нововолынске, что на Западной Украине, приехали представители двадцатки, одной из церквей, с просьбой отлить им колокол. Но технологию их изготовления нигде не могли найти, она была утеряна.


Тогда перед технологическим бюро завода поставили задачу – возродить старинное ремесло. И процесс пошел… Началось  изучение  старинных  колоколов, снимали  их размеры, делали вычертку  конфигурации, изучали  анализ химического состава. Собрав полученные сведения, попробовали внедрить в производство.  Заформовали специальные  формы колокола из песка и глины, это как дети лепят формы в песочнице, с различной конфигурации.  Потом залили расплавленным колокольным металлом.  Готовую отливку попробовали на звучание и, вот неудача – колокол зазвучал глухо, фальшиво. Мастера пожимали плечами – ведь все сделали правильно, а положительного результата нет. Специалисты завода, технологи начали искать ошибку, проанализировали не один десяток старинных колоколов, пока им не стали понятны все секреты по их изготовлению, их точные соотношения сечений, пропорции меди и других добавок, для достижения мелодичного звучания.


Колокол не будет правильно звенеть, если не соблюсти «геометрию» строения колокола. Он имеет  форму, напоминающую форму полевых цветов, колокольчиков, расширенную к  низу, юбочкой – такое строение называется раструб. При таком  сечении протяжность звука верхней части колокола, отличается от протяжности  звука нижней части.  А средина колокола и дает полутон звучания, нужный для безукоризненного звука. И это только – один из многих  секретов мелодичности звона. Для того чтобы  колокол запел, очень важную роль играет химический состав изделия. Важно угадать соотношение меди, олова  и ничтожно малые вкрапления цинка и железа, без которых звук не получится. Что бы понять потерянные секреты, потратили  немало  сил и времени. Но заводские  колокола Нововолынского литейного завода зазвучали и производятся уже более 20 лет.

Протяжность  звучания колокола длится  около  30 – 50  секунд, иногда  и до минуты.


Музыкальное искусство  колоколов  имеет свои традиции. Наиболее торжественное звучание у  колокола  благовеста –  один  удар в большой колокол; дальше  трезвон – звучание сильных  и частых ударов производимых  тремя  звонами; перезвон - это соединение  звуков, при  поочередном  перебирании  всех колоколов. Малиновый звон – тонкое  протяжное  звучание по утру, на заре, особенно хорошо  слышится в тихую погоду. И наконец, красный звон, это звучание без басов, он предвещал наступление праздника, назвали так, потому что звучал на удивление красиво.



Теперь секреты производства  колокола постигли на многих предприятиях. Но звучат они таинственно и красиво, словно, унося в поднебесье какой-то сигнал, только у тех мастеровых,  кто понял, что  литье колоколов – не рутинное  дело, а праздник души.

Большое спасибо автору bgv61 за увлекательный рассказ и авторские фотографии.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Большая просьба исключать из своих сообщений оскорбления и рекламу сомнительных проектов. Такие тексты будут удаляться.