"Моему другу предложили писать ложные отзывы для HoReCa. Сдельная оплата, ТЗ, отчетность. Расценки для такой работы невысокие, но студентам – за счастье. Итак, из расчета 1000 знаков:
Мини-посты и комментарии – 5-15 руб.
Описания на сайтах-агрегаторах – 60-80 руб.
Отзывы в блогах и сообществах – 100-300 руб. и выше".
Такой подход к формированию репутации применяется во всех сферах – врут об автомобилях, кормах для животных, магазинах, работодателях, даже о политиках в предвыборную гонку. На Западе фальшивых обозревателей называют fakesters, ложные отзывы – opinion spam. Десятки статей посвящены способам их вычисления. А мы начнем с основных признаков, за которые должны цепляться глаза скептика.
1. Засланный казачок
Свежезарегистрированные топикстартеры/комментаторы спрашивают чужое мнение, чтобы навязать свое. Казачков отличают характерные никнеймы – Problem Skin, Иван Иванов, User1234, в их профайлах – ноль информации, аватар отсутствует. Тема создается по типу «что вы выбираете/посоветуете и почему?»
Пример: «Мне самому нравится ONKI C1000 , т.к прорезиненный пластик - не царапается и достойные характеристики и солидный корпус и еще цена не кусается <…>Какой китайский телефон вы предпочитаете, и почему?»
Это был единственный пост, написанный пользователем в день регистрации. Работа некачественная – фейк не отвечал на вопросы и был поднят на смех. Иногда действуют в паре – один спрашивает, другой аккуратно вещает о преимуществах бренда в комментариях. Казачков отличают характерные никнеймы – Problem Skin, Иван Иванов, User1234, в их профайлах – ноль информации, аватар отсутствует. Открытие темы также помогает продвигать новые магазины/кафе/спортзалы/etc.
Пример: «Кто, что думает о новом магазине? Кто знает, что на Свердловской открывается новый магазин, АТАК, по-моему. Кто-нибудь там уже работает? говорят, он ооочень крупный будет».
Здесь два в одном: привлечение покупателей и соискателей. Экономия на досках объявлений, которые никто не смотрит.
2. Точные наименования
Фейки упоминают точные наименования моделей, зачастую повторяя их несколько раз – для видимости отзыва в поисковиках. Обычный пользователь поленится указывать название единицы продукции, особенно если пишет о продавце.
Пример: «Выбрала комплект из интерактивной доски PolyVisioneno 2815A, 96" и проектора Epson EB-450W <…> установили, провели со мной ознакомительное занятие, спасибо им за это».
Почти все отзывы об этом магазине на Маркете построены аналогично: название модификации вплоть до цифры, благодарность за установку и обучение. Двойной профит: и магазин расхвалили, и товары из каталога. Будьте скептичны к цифрам/дюймам и шаблонным отзывам.
3. Ненависть
Заказной негатив категоричен: товар сразу сломался, продавец нахамил, техподдержка послала, доставка не пришла, деньги не вернули, жизнь сломана. Вопреки просьбам представителя компании они не сообщают конкретную информацию: номер или время заказа/звонка, свое имя, фамилию продавца, наименование модели. Цель негативистов – заставить компанию оправдываться или хамить в ответ.
Пример: «Если не хотите портить себе нервы, то не обращайтесь в данный магазин. Историй много, все хотят по дешевле купить, в итоге потеряют больше. Самый тупой магазин-тут как и на рынке дешево, но гарантий ни каких».
В ложных негативных отзывах всегда присутствуют обобщения и сравнительные обороты. Покупатель, действительно столкнувшийся с проблемой, пишет только о своем случае и идет на контакт с представителем компании.
4. Фанатизм
Обозреватель сначала повествует, как плохо ему жилось ранее, а потом делится счастьем, которое он обрел благодаря покупке товара. Максимализм, восклицания, призывы – все для того, чтобы читатель ощутил свою потребность в этом счастье.
Пример: «Но пусть Вас не пугает эта цена, я купила его в марте месяце и до сих пор не истратила даже половины, пользуюсь раз в неделю (или 5 дней). О, чудо!!! Моя жизнь изменилась навсегда».
Если значимость товара преувеличена вплоть до чудес и благодарности Богу, если им пользуются все родные-друзья-знакомые-питомцы автора, такая фанатичная преданность обычно оплачивается.
5. Художественность
Хороший копирайтер не умеет писать плохо, а реальные потребители не умеют писать хорошо. Легкий слог, удачные метафоры, яркие эпитеты, идеальная грамотность – чем больше автор старается, тем сильнее выдает себя. А еще он обязательно расскажет о преимуществах и победит любые возражения.
Пример: «Создается ощущение, что ничего лучше этого корма быть не может. Но мы прекрасно понимаем, что нет ничего лучше кусочка вареной курочки или рыбки. С другой стороны, злаки и мягкость свеклы. Если кошкам эти продукты нужны, то как ещё уговорить её их скушать? Да никак. Кошку, жующую свеклу, я пока не видела».
Фотографии упаковки (логотип, состав, описание), содержимого, процесса использования товара – это должно насторожить. В диалоге с пользователями автор примера утверждает, что покупает этот корм очень редко и что он аналогичен конкурентам. Читайте комментарии – в них обманщик может отказаться от своих слов.
6. Промо
Фейки пишут про скидки и акции на конкретных местах продажи, указывают телефоны. Спасибо им за информирование, но ложь это не оправдывает. В примере ниже – сразу несколько признаков ложного отзыва.
Пример: «Заказывала велосипеды себе и мужу MERIDA Crossway 20-MD Lady (2012) 28"/700C и GIANT Revel 29er 0 (2013) 29", осталась довольной ценой и качеством, тем более сейчас действуют скидки, на мою модель -20%».
Обращайте внимание на копирайтерские штампы – «доступная цена», «грамотные менеджеры», «достойные характеристики» и т.д. Часто в отзывах можно увидеть копипасту преимуществ прямо с сайта производителя.
7. Корысть
На Яндекс.Маркете и в соцсетях компании устраивают конкурсы на лучший отзыв, победители получают подарки. Потребителям, поставившим 5 звезд, обещают бонусы при следующей покупке. И вряд ли кто-то наградит правдоруба. Конкурсные отзывы порой интересно читать, но лишь из интереса к литературе.
В 2011 году Корнеллский университет США разработал программу-прототип для вычисления ложных отзывов об отелях. Ее эффективность достигала 90%, даже завзятые скептики уступали машине по проницательности. Ведутся разработки аналога для других услуг и товаров. А пока – полагайтесь на здравый смысл. Читайте отзывы на разных сайтах, форумах, сообществах и не верьте первому впечатлению.
Перепост из соцсетей.
Арден Ф. (Для Direct/ADVERT)
Мини-посты и комментарии – 5-15 руб.
Описания на сайтах-агрегаторах – 60-80 руб.
Отзывы в блогах и сообществах – 100-300 руб. и выше".
Такой подход к формированию репутации применяется во всех сферах – врут об автомобилях, кормах для животных, магазинах, работодателях, даже о политиках в предвыборную гонку. На Западе фальшивых обозревателей называют fakesters, ложные отзывы – opinion spam. Десятки статей посвящены способам их вычисления. А мы начнем с основных признаков, за которые должны цепляться глаза скептика.
1. Засланный казачок
Свежезарегистрированные топикстартеры/комментаторы спрашивают чужое мнение, чтобы навязать свое. Казачков отличают характерные никнеймы – Problem Skin, Иван Иванов, User1234, в их профайлах – ноль информации, аватар отсутствует. Тема создается по типу «что вы выбираете/посоветуете и почему?»
Пример: «Мне самому нравится ONKI C1000 , т.к прорезиненный пластик - не царапается и достойные характеристики и солидный корпус и еще цена не кусается <…>Какой китайский телефон вы предпочитаете, и почему?»
Это был единственный пост, написанный пользователем в день регистрации. Работа некачественная – фейк не отвечал на вопросы и был поднят на смех. Иногда действуют в паре – один спрашивает, другой аккуратно вещает о преимуществах бренда в комментариях. Казачков отличают характерные никнеймы – Problem Skin, Иван Иванов, User1234, в их профайлах – ноль информации, аватар отсутствует. Открытие темы также помогает продвигать новые магазины/кафе/спортзалы/etc.
Пример: «Кто, что думает о новом магазине? Кто знает, что на Свердловской открывается новый магазин, АТАК, по-моему. Кто-нибудь там уже работает? говорят, он ооочень крупный будет».
Здесь два в одном: привлечение покупателей и соискателей. Экономия на досках объявлений, которые никто не смотрит.
2. Точные наименования
Фейки упоминают точные наименования моделей, зачастую повторяя их несколько раз – для видимости отзыва в поисковиках. Обычный пользователь поленится указывать название единицы продукции, особенно если пишет о продавце.
Пример: «Выбрала комплект из интерактивной доски PolyVisioneno 2815A, 96" и проектора Epson EB-450W <…> установили, провели со мной ознакомительное занятие, спасибо им за это».
Почти все отзывы об этом магазине на Маркете построены аналогично: название модификации вплоть до цифры, благодарность за установку и обучение. Двойной профит: и магазин расхвалили, и товары из каталога. Будьте скептичны к цифрам/дюймам и шаблонным отзывам.
3. Ненависть
Заказной негатив категоричен: товар сразу сломался, продавец нахамил, техподдержка послала, доставка не пришла, деньги не вернули, жизнь сломана. Вопреки просьбам представителя компании они не сообщают конкретную информацию: номер или время заказа/звонка, свое имя, фамилию продавца, наименование модели. Цель негативистов – заставить компанию оправдываться или хамить в ответ.
Пример: «Если не хотите портить себе нервы, то не обращайтесь в данный магазин. Историй много, все хотят по дешевле купить, в итоге потеряют больше. Самый тупой магазин-тут как и на рынке дешево, но гарантий ни каких».
В ложных негативных отзывах всегда присутствуют обобщения и сравнительные обороты. Покупатель, действительно столкнувшийся с проблемой, пишет только о своем случае и идет на контакт с представителем компании.
4. Фанатизм
Обозреватель сначала повествует, как плохо ему жилось ранее, а потом делится счастьем, которое он обрел благодаря покупке товара. Максимализм, восклицания, призывы – все для того, чтобы читатель ощутил свою потребность в этом счастье.
Пример: «Но пусть Вас не пугает эта цена, я купила его в марте месяце и до сих пор не истратила даже половины, пользуюсь раз в неделю (или 5 дней). О, чудо!!! Моя жизнь изменилась навсегда».
Если значимость товара преувеличена вплоть до чудес и благодарности Богу, если им пользуются все родные-друзья-знакомые-питомцы автора, такая фанатичная преданность обычно оплачивается.
5. Художественность
Хороший копирайтер не умеет писать плохо, а реальные потребители не умеют писать хорошо. Легкий слог, удачные метафоры, яркие эпитеты, идеальная грамотность – чем больше автор старается, тем сильнее выдает себя. А еще он обязательно расскажет о преимуществах и победит любые возражения.
Пример: «Создается ощущение, что ничего лучше этого корма быть не может. Но мы прекрасно понимаем, что нет ничего лучше кусочка вареной курочки или рыбки. С другой стороны, злаки и мягкость свеклы. Если кошкам эти продукты нужны, то как ещё уговорить её их скушать? Да никак. Кошку, жующую свеклу, я пока не видела».
Фотографии упаковки (логотип, состав, описание), содержимого, процесса использования товара – это должно насторожить. В диалоге с пользователями автор примера утверждает, что покупает этот корм очень редко и что он аналогичен конкурентам. Читайте комментарии – в них обманщик может отказаться от своих слов.
6. Промо
Фейки пишут про скидки и акции на конкретных местах продажи, указывают телефоны. Спасибо им за информирование, но ложь это не оправдывает. В примере ниже – сразу несколько признаков ложного отзыва.
Пример: «Заказывала велосипеды себе и мужу MERIDA Crossway 20-MD Lady (2012) 28"/700C и GIANT Revel 29er 0 (2013) 29", осталась довольной ценой и качеством, тем более сейчас действуют скидки, на мою модель -20%».
Обращайте внимание на копирайтерские штампы – «доступная цена», «грамотные менеджеры», «достойные характеристики» и т.д. Часто в отзывах можно увидеть копипасту преимуществ прямо с сайта производителя.
7. Корысть
На Яндекс.Маркете и в соцсетях компании устраивают конкурсы на лучший отзыв, победители получают подарки. Потребителям, поставившим 5 звезд, обещают бонусы при следующей покупке. И вряд ли кто-то наградит правдоруба. Конкурсные отзывы порой интересно читать, но лишь из интереса к литературе.
В 2011 году Корнеллский университет США разработал программу-прототип для вычисления ложных отзывов об отелях. Ее эффективность достигала 90%, даже завзятые скептики уступали машине по проницательности. Ведутся разработки аналога для других услуг и товаров. А пока – полагайтесь на здравый смысл. Читайте отзывы на разных сайтах, форумах, сообществах и не верьте первому впечатлению.
Перепост из соцсетей.
Арден Ф. (Для Direct/ADVERT)
Добрый день, Андрей! большое спасибо вам за статью о пирамидах "Золотая линия".Я там вам оставила коммент. Как с вами связаться?
ОтветитьУдалитьДобрый день, еще раз :) Комментария я ваш прочитал и даже ответил на него :))
УдалитьЛюбовь Анатольевна, можете написать мне на почту cherry07@bk.ru
Впринципе все логично, но не поверю, что машина бы определила даже 7 из 10 моих ложных отзывов, если бы я писал.
ОтветитьУдалить