Translate

вторник, 2 октября 2012 г.

Польша ужесточает санкции против нелегалов и их работодателей


Польша ужесточает санкции против нелегалов и их работодателей: 21 июля вошли в силу положения Закона от 15 июня 2012 о последствиях предоставления труда иностранцам, находящимся на территории вопреки закону.
  
Целью этого документа является ограничение объемов нелегальной миграции в страны ЕС из-за уменьшения привлекательности трудоустройства нелегальных мигрантов, прибывающих из третьих стран (т.е. из-за пределов Евросоюза или Европейской зоны свободной торговли, а также членов их семей). Закон является результатом последовательной адаптации польского законодательства в соответствии с европейскими нормами.


Новые положения обязывают работодателя требовать от работника документы, подтверждающие его легальное пребывание на территории Польши. Эту проверку он должен сделать перед тем, как трудоустроить иностранца. Вместе с тем, работодатель обязан сохранять копию действующего документа о легальном нахождении (виза, вид на жительство) в течение всего времени работы работника. Если работник трудоустроен до 21 июля, то работодатель должен доукомплектовать отсутствующие документы в течение 45 дней от этой даты.

Существенным отличием нового закона является то, что иностранец, нелегально находящийся в Польше, трудоустроеный на основе трудового договора (польск. umowa o pracę) или другого гражданско-правового условия (польск. umowy zlecenia, o dzieło), имеет возможность требовать выплаты заработной платы, как и дополнительных денежных вознаграждений (например, премии, бонусы, комиссионные). Такое требование оплаты возможно, даже если иностранец будет удален с территории Польши.
Согласно закону, если иностранец-нелегал был законно трудоустроен согласно трудовому договору, то считается, что он был трудоустроен на 3 месяца, кроме случаев, когда работодатель или работник не докажут в суде другие условия трудоустройства.

Если же иностранец был трудоустроен на другой основе, чем трудовой договор (например, договоры подряда: umowy zlecenia, o dzieło), то считается, что за выполнение работ выплачивается сумма, эквивалентная трем минимальным платам (ныне минимальная месячная плата составляет 1500 злотых), кроме случаев, когда работодатель или работник не докажут в суде другие условия трудоустройства.

Новые положения закона направлены, в основном, работодателям - чтобы за счет достаточно жестких санкций заставить их пользоваться трудом нелегальных работников, находящихся в Польше. Такие санкции - это, прежде всего, обязанность платить соответствующую зарплату, как и дополнительные выплаты (или пересылать заработанные средства за счет работодателя в страну происхождения иностранца). Более того, депортация иностранца выполняется тоже за счет работодателя.

Другими последствиями для работодателей является наложение штрафа или даже ограничение свободы за предоставление труда многим иностранцам одновременно, если они не имеют соответствующих документов на право легального пребывания (например, во время сбора урожая, на стройке) или если работодатель постоянно оказывает труд нелегальным иммигрантам. Вместе с тем, постоянное трудоустройство нелегалов, особенно тогда, когда выполняемая работа не имеет связи с основной экономической деятельностью работодателя, подлежит наказанию штрафом в размере до 10 тысяч злотых.

Положения нового Закона предусматривают также наказание в виде 3 лет лишения свободы за трудоустройство нелегальных иммигрантов в условиях специального использования. Это касается злоупотреблений, которые унижают человеческое достоинство, которые влияют на человеческое здоровье и безопасность человека, отличается от легально трудоустроенных лиц. Такое положение особенно касается жертв торговли людьми.

Законодатели также предусмотрели ряд серьезных санкций административного характера. В частности, признан виновным в вышеуказанных преступлениях работодатель может получить наказание в виде запрета на получение дополнительного финансирования из европейских фондов (на срок от 1 до 5 лет), также возвращение полученных в течение предыдущих 12 месяцев средств. Трудоустройство нелегальных мигрантов через агентства временной работы грозит тем, что маршал воеводства может вычеркнуть агентство из реестра. Такие суровые кары могут привести многие фирмы к банкротству.
Закон также усиливает сотрудничество и обмен информацией между Пограничной службой, Государственной инспекцией труда и Департаментом социального страхования с целью более эффективного контроля трудоустройства иностранцев.

Следует заметить, что для мигранта сама возможность подачи претензий по задолженности по заработной плате или презумпции оплаты трех минимальных зарплат, на практике может оказаться мертвой нормой. Ведь трудно себе представить, что нелегальный иммигрант будет пытаться после депортации подавать заявления в польский суд о возмещении и защите его прав. Ведь ему нужно будет вновь приехать в Польшу, чтобы лично выступить в суде.

Источник: naszwybir.pl

Этот Закон не может не радовать! Пускай наши работники не поедут выступать в суде, но, по крайней мере, те польские работодатели, которые пытались сэкономить на нелегальных работниках, задумаются о серьезных последствиях, которые они смогут ощутить на себе – штрафы, лишение лицензии, банкротство и лишение свободы. Я надеюсь, что канут в прошлое все те ужасы, о которых нам рассказывают СМИ о работе в Польше, не повторятся кошмары САС Логистикс, с ее рабскими условиями труда и жалким существованием людей в помещениях, о которых язык не поворачивается сказать «бытовые»…